8 июля 1944 года с конвейера эвакуированного в Миасс Московского автомобильного завода сошел первый грузовик — трехтонка ЗиС-5В. Сегодня ровно 71 год с того исторического не только для города, но и для всей страны момента. Автозавод «Урал» сегодня празднует 71-летие. Фото: ya.ru, отдел массовых коммуникаций АЗ «Урал».
15 октября 1941 года: над Москвой нависли черные тучи, идет мокрый снег, на улицах видны машины, стоящие под погрузкой около магазинов и складов и направляющиеся затем к Заставе Ильича. В учреждениях и конторах уничтожаются документы. На следующий день принято решение об эвакуации Московского автомобильного завода имени Сталина (ЗиС). А еще через три дня первая колонна заводских грузовиков и автобусов со станками и оборудованием, замаскированными фарами, едва освещавшими мокрый грязный снег, тронулась из Симоновской Слободы на Волгу, в Ульяновск.
30 ноября 1941 года поступает указание Комитета государственной обороны: рабочих литейных цехов, цеха «мотор», штамповочно-механического и других, связанных с производством двигателей, срочно перебазировать из Ульяновска на Урал, в городок Миасс. Командированные туда рабочие с семьями вновь погрузились в теплушки. В Ульяновске остались цеха «шасси», на базе которых и должен был разворачиваться новый завод. В Миассе еще в 1939 году начали строительство военного завода № 316. Морозной зимой 1941 года днем и ночью, прямо с «колес», под открытым небом шел монтаж оборудования, и к середине лета уже были подготовлены строительная площадка и рабочий поселок.
Первый цех Миасского автомоторного завода заработал в марте 1942 года, а в апреле — собрана первая промышленная партия. Провинциальный город купцов, ремесленников и золотоискателей становится уральской столицей грузовых автомобилей. Первая трехтонка ЗиС-5 В сошла с конвейера уже 8 июля 1944 года, 20 июля на фронт отправили партию машин. 30 сентября 1944 года с конвейера сошел тысячный автомобиль, а к концу года, несмотря на незавершенность цехов, сумели построить три тысячи трехтонок. Через год со дня выпуска первых машин заводской коллектив отправил на фронт и в народное хозяйство 6 800 автомобилей. Уральские грузовики воевали на всех фронтах Великой Отечественной войны, приближая победу нашего народа.
В феврале 1956 года Уральский автомобильный завод начал производство модернизированного базового автомобиля «УралЗиС-355». В 1954 и 1955 годах Уральский автомобильный завод является участником Выставки достижений народного хозяйства СССР и награждается медалями ВДНХ. В июне 1957 года был освоен выпуск новых двигателей «УралЗиС-353В» мощностью 95 л. с., которые с некоторыми изменениями были приспособлены для установки на находящемся в производстве «УралЗиС-355».
С 1962 года «Уральский автомобильный завод имени Сталина» — «УралЗиС» переименовывается в «УралАЗ». В 1965 году с производства сняты двухосные автомобили, которые завод выпускал более 20 лет. В 1966 году за развитие и совершенствование производства заводу вручена высокая правительственная награда — орден Трудового Красного Знамени.
В середине 60-х годов Уральский автомобильный завод выходит на международный рынок с новым грузовиком «Урал-375». Первая партия отправилась в Монголию, вслед за ней две партии машин ушли в Германскую Демократическую Республику.
В 1977 году на Уральском автозаводе налажено производство новой модели «Урал-4320» с дизельным двигателем, послужившим началом дизелизации автомобилей «Урал». Разрабатывается ряд модификаций автомобиля. В 1983 году автомобилю «Урал-4320» и его модификациям присвоен Государственный знак качества. В 1985 году за большие успехи в выполнении государственных заданий по выпуску автомобильной техники Уральский автомобильный завод был награжден орденом Октябрьской революции.
21 февраля 1986 года был выпущен миллионный уральский автомобиль.
В 90-е годы завод пережил сложную ситуацию, связанную с резким спадом производства автомобилей. Самыми неудачными в истории завода были 1992−1998 годы. Если в 1991 было собрано 31 371, то в 1998 году выпуск снижен до 2 489 автомобилей — в 12,6 раза!
Автозаводу пришлось осваивать выпуск непрофильной продукции — более 100 наименований изделий: запчасти для легковых автомобилей, огородный инвентарь, печное литье, мебель и т. д.
На период 1998—2001 годов было введено внешнее управление заводом. Проведены реконструкция и перевооружение производства на сумму в 938,5 миллиона рублей. Положение стало исправляться, была полностью восстановлена производственная деятельность предприятия, в 2,4 раза увеличены объемы производства, в 4 раза — выпуск автомобилей со среднегодовым ростом 130% (в 1999 году — 5 470 штук, в 2000 году — 8 500, в 2001 — 10 010).
В 1999—2000 годах разработана и поставлена на производство новая гамма транспортных полноприводных автомобилей бескапотной компоновки грузоподъемностью 10−12 тонн и семейство автомобилей многоцелевого назначения грузоподъемностью 6 и 10 тонн.
Разработана конструкция и началось серийное производство трех типов вахтовых автобусов моделей «Урал-3255», «Урал-32551», «Урал-32552».
В 2011 году разработана автомобильная платформа нового поколения «Тайфун», предназначенная для ВС страны. В этом престижном проекте было реализовано немало уникальных инновационных решений. В 2013 году на 9-ю Международную выставку вооружения, военной техники и боеприпасов «Russia Arms Expo 2013» завод представил несколько новинок для силовых структур: семейство многофункциональных автомобилей «Тайфун-У», суперстойкий к подрыву «Урал-53099» и «Урал-ВВ», предназначенный для использования внутренними войсками МВД РФ. Последней новинкой предприятия являются две новые модели — «Урал-М» и «Урал-Next».
Сегодня перед коллективом предприятия стоят не менее амбициозные задачи. У завода заключены десятки контрактов, разрабатываются новые модели грузовиков, а последние новинки успешно реализуются, пользуясь спросом у покупателей.
http://infowe7c.beget.tech/news/obshhestvo/miass/rozhdennyj-v-sorokovyje-miasskij-avtozavod-segodna-imeninnik-s-chego-vse-nachinalos-9869.html
Источник: