Интернет-ресурсы вовсю обсуждают пакет поправок о внесении изменений в Правила дорожного движения. Совсем скоро ГИБДД получит право штрафовать водителей за ошибки в бортовом компьютере, несезонные шины, «колхозный» ксенон и отсутствие подушек безопасности. А сейчас в сети «гуляют» разные даты обновления ПДД – 1 мая, 1 июня 2021 года и даже 1 марта 2022 года. Из-за этого у водителей возникает путаница – когда примут поправки и введут новые штрафы, и введут ли их вообще? Давайте попробуем отследить логику в действиях законотворцев, выяснить точную дату введения требований, а также определить, что же нового для простых автолюбителей приготовили в МВД на этот раз.
Действительно ли ГИБДД хочет внести поправки в ПДД?
Да, совершенно точно!
По сообщению газеты «КоммерсантЪ», в МВД действительно подготовили ряд поправок в Перечень неисправностей автомобилей. Любая из этих неисправностей запрещает эксплуатацию транспортного средства на российских дорогах. Возникает вопрос, почему тогда говорят об изменении ПДД?
На самом деле Правила не меняются. Зато обновляются два приложения к Постановлению Правительства №1090, утвердившего эти самые ПДД – а именно:
- Перечень неисправностей и условий – сообщает, при каких неисправностях нельзя эксплуатировать автомобиль;
- Пункт 11 Основных положений по допуску транспорта к эксплуатации на дорогах России – в этом правовом акте власти утверждают список требований, при которых эксплуатация ТС допустима.
Это уже вторая попытка ГИБДД доработать Перечень неисправностей. Первая была еще в 2020 году. Но ту версию проекта сразу не приняли. А если бы утвердили, она бы вступила в силу с 1 июня 2021 года. Именно эта дата была указана в тексте первоначального проекта Постановления. Но не получилось.
И сейчас мы наблюдаем второй заход полиции с доработкой первоначального проекта Постановления.
По какой причине?
Почему же прежний Перечень неисправностей и условий не устроил экспертов? Всё очень просто. Специалисты и МВД нашли его неактуальным на 2023 год. И действительно, если взглянуть на его положения, то документ ссылается на устаревшие нормативы. Кроме того, в старом Перечне нет запретов на тонировку, летние шины зимой или езду с неисправной ABS (системой торможения). А это важно!
Между тем, есть Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колёсных транспортных средств». Он очень объемный. Но нас интересует прежде всего Приложение №8 Техрегламента. Там 27 пунктов (для сравнения, в Перечне неисправностей и условий к ПДД всего 7), которые в полной мере отражают рабочее состояние транспортных средств. А заодно сообщают, с какими проблемами автомобиль не может быть допущен к эксплуатации на дорогах России.
Проблема в том, что ПДД ориентируются на неактуальный Перечень неисправностей, в то время как о Техрегламенте Таможенного Союза ЕАЭС не сказано ни слова. Отсюда и запрет в 2023 году штрафовать водителей, чьи машины не отвечают современным стандартам работоспособности и безопасности. МВД хочет решить эту проблему. Но никакой революции по сути нет. Требования Техрегламента ТС попросту перенесли в Перечень неисправностей и условий к действующему ПДД. Благодаря этому на сегодняшний день мы имеем обширный список неисправностей, с которыми нельзя эксплуатировать транспортное средство на территории Российской Федерации.
Уже приняли или еще нет?
Официально проект Постановления еще не вступил в законную силу.
Почему, ведь его приняли? На самом деле, еще нет. Точнее сейчас проект поправок от МВД находится на изучении у экспертов в Аналитическом центре. Это, к слову, не последняя инстанция. Будет еще рассмотрение в Правительстве РФ, и только потом официальная публикация акта.
Если заглянуть в текст доработанного проекта Постановления, то мы заметим ожидаемую дату вступления документа в силу – это 1 марта 2022 года.
То есть до этой даты ГИБДД не может применять штрафы к водителям за неисправности из нового Постановления Правительства РФ. Например, за отсутствие подушки безопасности или трещины в ветровом стекле.
Не исключено, что эксперты найдут к чему придраться и направят проект на доработки. Тогда МВД предстоит вносить корректировки. Возможно, придется отложить дату вступления изменений в законную силу.
Где посмотреть официальный текст изменений в ПДД?
Отслеживать новые законопроекты лучше всего на «Портале правовой информации».
Касаемо нашего проекта Постановления Правительства о внесении изменений в приложения ПДД, сейчас он находится на странице обсуждения. Другими словами, официально не утвержден.
Скачать текстовый файл проекта поправок.
Обновленный перечень неисправностей автомобиля
Список неисправностей и условий, за которые с 1 марта 2022 года водители могут нарваться на штрафы, в доработанной версии проекта:
Колеса и шины | Речь идет о случаях, когда транспортное средство «обуто» не по сезону – в летний период на колёсах шипованная резина, а зимой – летние шины. Вместе с тем перечень считает зимой такие месяцы как декабрь, январь и февраль, а летним периодом – июнь, июль и август. Местным властям дадут право изменять временной диапазон в зависимости от климатических особенностей в регионе. У грузовиков вместо зимних колёс должны быть цепи противоскольжения, а если и их нет – водитель получит штраф ГИБДД. |
Устройства освещения и световой сигнализации | Отсутствие или нерабочее состояние очистителей фар тоже признается неисправностью из перечня. Нельзя также игнорировать автокорректоры уровня фар – если световой поток достигает 2 000 люмен. Разумеется, как и сейчас, будут наказывать за несоответствие источника света типу фары – речь о ксеноне, светодиодах и т.д. Недопустимы любые плёнки на световых приборах (их клеят для защиты фар от мелких камней на дороге). |
Тормозные системы | Работоспособность антиблокировочной тормозной системы (АБС) по новым правилам определяется с помощью светового индикатора на приборной панели. Если у вас горит лампочка, и это не ускользнуло от внимания автоинспектора – с 1 марта 2022 года могут составить протокол и выписать штраф. |
Обзорность автомобиля | Транспортное средство эксплуатируется строго в рамках документации от производителя. Недопустимо ездить без стёкол, козырьков от солнца, подушек безопасности и даже без подголовников на креслах. Если всего этого нет – оштрафуют. Водителям запрещается ограничивать обзор (например, закреплять регистратор или радар на лобовое стекло в салоне автомобиля). Ветровое стекло со стороны водителя не должно иметь трещин. |
Двигатель | Техническая неисправность двигателя и АКПП, когда информация об этом сохранилась в бортовом компьютере автомобиля. Нельзя ездить на машине, из которой течёт моторное масло, жидкость гидравлических систем (ГУР) и есть другие проблемы. Могут наказывать и за езду с ГБО с истекшим сроком или нарушенными креплениями. |
Элементы конструкции | Не должны выступать вперед относительно заводского бампера. То есть запрещены лебёдки, «кенгурятник» и прочие внештатные элементы. Если автомобиль угодил в ДТП и вследствие повреждения бампера его внутренние конструкции «вывалились» вперед или обнажились – эксплуатировать ТС также нельзя. |
Резюмируем: То, что предусмотрено производителем в конструкции автомобиля должно быть на месте. Если что-то вышло из строя или мешает обзорности – придется ремонтировать и убирать. Иначе можно нарваться на штрафы ГИБДД.
К слову, о них…
Новые штрафы ГИБДД для водителей с 1 марта 2022 года
Реформа от МВД ставит целью расширить Перечень неисправностей и условий, при которых нельзя эксплуатировать автомобиль. Если водитель в игнорирование этих требований всё равно сядет за руль и попадётся инспектору ГИБДД после 1 марта 2022 года – будет составляться протокол прямо на дороге. Но штрафы остаются прежними, новых вводить не планируют.
Санкции за нарушение технического состояния автомобиля – предупреждение или штраф в размере 500 рублей (ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ).
Но в ряде случаев нарушителям не удастся отделаться штрафом. Закон предусматривает и лишение водительских прав. Например, если вы незаконно установили на автомобиль световые или звуковые спецсигналы – могут отобрать права на срок до 1,5 лет, а спецсигналы конфисковать (ч. 4 ст. 12.5 Кодекса). Тех, кто самовольно раскрашивает автомобиль под такси оштрафуют. Но не на 500, а на 5 000 рублей по ч. 7 вышеупомянутой статьи КоАП.
Оправданы ли поправки в приложения ПДД?
Уже сейчас мнения расходятся.
Совершенно точно оправданы меры борьбы с «ослепляющими» ксеноном и светодиодами – с ними, к слову, борются уже давно, а с 2022 года это должно принять официальное закрепление в Перечне неисправностей и условий. Кроме того, важно иметь в автомобиле работающую подушку безопасности. От того, как она сработает, зависят жизни и здоровье людей.
Но вместе с тем эксперты отмечают минусы и недоработки грядущих поправок в приложения Правил.
- Непонятно, как инспектор ГИБДД оценит состояние автомобиля. Для этого нужно иметь как минимум техническое образование, как максимум – лицензия эксперта-техника.
- Вызывает вопросы и порядок проверки. Например, как автоинспекторы будут определять неисправность двигателя и АКПП? Нужен специальный компьютер и подключение к автомобилю. Но у сотрудников ДПС его нет в принципе. Остается вариант с проверкой на СТО, но это отнимает много времени. Или как будет проверяться исправность подушки безопасности – скрытого от глаз элемента машины? Опять же, непонятно.
- Уже сейчас, в 2023 году, есть критика отдельных нововведений в Перечень. К примеру, как мешает обзорности видеорегистратор или радар на ветровом стекле? Ведь тот же солнечный козырёк в раскрытом виде закрывает обзорность на треть. Но его почему-то никто не просит убирать.
- Критике подвергаются и ошибки в бортовом компьютере автомобиля. Например, сигнал Check Engine может сработать из-за некачественного бензина. Справедливо ли штрафовать водителя, если ему залили плохое топливо по вине АЗС? Разумеется, нет.
Одним словом, даже доработанная версия проекта Правительства вызывает вопросы, а где-то и критику общественности. Вероятно, эти же вопросы возникнут и у экспертов Аналитического центра. Нам же остаётся только ждать результатов изучения масштабных поправок.
Об авторе статьи Максим Привалов
Юрист-консультант по автоправу. Стаж 4 года. Специализируюсь на спорах по ПДД и ДТП.
Работая в других сферах, я понял, что автозаконодательство гораздо шире, чем многие его себе представляют. Именно это сподвигло меня стать экспертом в области автоправа и делиться с людьми актуальными знаниями.
Видео:
Источник: