Мотоблок и ГИБДД в вопросах и ответах: нужны ли права, можно ли ездить по дорогам и ставить на учёт?

Мотоблоки популярны среди дачников и сельских жителей, которые с помощью такой техники обрабатывают приусадебные участки, сады и огороды. Но чтобы доставить сельхоз-агрегат на участок, иногда приходится выезжать на дороги общего пользования. И если езда на мотоблоке попадёт в поле зрения инспекторов ДПС, они могут остановить владельца и попросить его предоставить регистрационные документы и права на технику. Если чего-то не окажется, выпишут постановление со штрафом или даже протокол о лишении прав. Однако это незаконно! Является ли мотоблок транспортным средством, нужно ли сдавать экзамены и получать права, подлежит ли агрегат регистрации в ГИБДД или Гостехнадзоре, а также какие штрафы грозят за езду на ручном тракторе, в том числе в нетрезвом виде – все эти вопросы мы рассмотрим в статье.

Мотоблок – это транспортное средство?

Мотоблок представляет собой осевую механическую технику с колёсами и двигателем внутреннего сгорания. Внешне такое устройство похоже на мини-трактор. Но является ли оно трактором, самоходной машиной и вообще транспортным средством с юридической точки зрения? Давайте разбираться!

  • Заглянув в ПДД и в ФЗ О безопасности дорожного движения, мы найдём абсолютно одинаковое определение понятию «» – устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов и оборудования,
  • За несоблюдение ПДД для водителей транспортных средств предусмотрена административная ответственность в рамках КоАП РФ – и там нам может попасться на глаза Примечание к статье 12.1 Кодекса, где также даётся определение понятию, но уже интереснее:

Под транспортным средством в настоящей статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях настоящей главы также трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.

  • Применительно к толкованию данного примечания есть разъяснения от Верховного Суда РФ, которые он указал в ППВС № 20:

При этом понятие транспортного средства, закрепленное в примечании к статье 12.1 КоАП РФ, расширительному толкованию не подлежит.

Что мы имеем в итоге?

На мотоблоке может быть установлен двигатель внутреннего сгорания свыше 50 «кубиков», а сам агрегат способен перевозить как минимум того, кто управляет этим мини-трактором, различные грузы и даже оборудование. Однако не каждый мотоблок разгоняется свыше 50 км/ч. Точнее, на практике он едет не более 10-15 км в час, что позволяет говорить о том, что такую технику нельзя отнести к ТС.

Но если опустить скоростной режим, то остаётся выяснить еще два момента:

  1. Относятся ли мотоблоки к категории тракторов, самоходных и иных машин?
  2. Нужно ли получать на такую технику специальное право – водительское удостоверение или паспорт?

Эти вопросы мы подробно выясним в двух следующих разделах нашей статьи.

Требуется ли регистрировать мотоблок в ГИБДД и Технадзоре?

Нет, регистрировать не нужно.

Информацию об этом нам дадут два нормативно-правовых документа, которые регулируют вопросы регистрации ТС на территории РФ:

  • МРЭО ГИБДД регистрирует только транспортные средства со скоростью от 50 км/ч, к коим не относится ни один мотоблок. Поэтому государственным учётом такой сельскохозяйственной техники в ГАИ не занимаются.
  • Технадзор отвечает за регистрацию самоходных машины и выдачу соответствующих удостоверений тракториста на их управление. Однако в пункте 3 Инструкции по Приказу Минсельхозпрода №807 прямо указано, что мотоблок не входит в категорию самоходных машин.

На практике некоторые инспекторы ГИБДД могут ссылаться на Решение коллегии Евразийской экономической комиссии №25 от 12 февраля 2019 года, где мотоблок был причислен к одноосному трактору. Однако этот документ западных партнёров России никак не регулирует и не изменяет положения внутреннего законодательства РФ о безопасности дорожного движения и порядка допуска граждан к управлению самоходными машинами.

Вот выдержка из решения районного суда в Курганской области:

…указанное решение (коллегии Евразийской экономической комиссии) установленный порядок допуска граждан к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста) не изменяет и принято не для целей законодательства о безопасности дорожного движения, а для целей регулирования порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза.

Кстати, в итоге этим решением суд отменил постановление со штрафом 5 000 рублей в отношении гражданина, которого инспекторы ДПС поймали на мотоблоке «ОКА» при отсутствии права управления.

Но это уже тема следующего раздела нашей статьи…

Нужны или нет водительские права на мотоблок в 2023 году?

Вероятно, вы уже догадались, что водительские права и удостоверение тракториста на управление мотоблоком не требуются. Ниже расскажем почему.

Без прицепа

Закон обязывает получать право управления только на зарегистрированные механические ТС. Вместе с тем право на управление автомототранспортом подтверждается ничем иным, как удостоверением водителя (п. 4 ст. 25 ФЗ О БДД).

Однако мотоблоки не относятся ни к транспортным средствам, ни к самоходным машинам. Поэтому в 2023 году на этот тип сельскохозяйственной техники без прицепов не нужно получать права.

С прицепом или полуприцепом

Зачастую мотоблоки оборудуются прицепом – тележкой, которая предназначена для перевозки грузов (сена, навоза, овощей и иной продукции). Такая тележка является элементом навесного оборудования, а оно не входит в конструктивную часть агрегата. Следовательно, зарегистрировать прицеп или полуприцеп ручного мини-трактора вы также не сможете, а если попытаетесь, то в Технадзоре вам попросту откажут в этом намерении.

Подойдут ли уже имеющиеся права А, В и других категорий?

Даже если у вас имеются водительские права, они никак не связаны с управлением мотоблоком. И тому есть два объяснения:

  • во-первых, мотоблок – это не транспортное, и даже не самоходное средство передвижения по дорогам,
  • во-вторых, специальное право на управление мини-трактором не требуется.

Да и на практике наличие открытых категорий А, В, С и других, а также подкатегорий, фактически вам не пригодится. Потому что при желании выписать вам штраф, некоторые инспекторы ГИБДД найдут к чему придраться – и наличие у вас права управления транспортными средствами их не остановят, т.к. могут спросить у вас документы о регистрации мотоблока, которых у вас, ввиду отсутствия таковых в принципе, при себе не окажется.

Могу ли я ездить на нём по дорогам общего пользования?

Нет, не можете.

Согласно пункту 3 ст. 5 ФЗ Об автомобильных дорогах, к дорогам общего пользования (ДОП) относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения ТС. Однако мотоблок не является таким средством даже при наличии прицепа (тележки). Следовательно, вам запрещается выезжать на нём на дороги общего пользования, иначе грозит штраф.

А вот самоходным машинам разрешено ездить по таким дорогам. Но к мотоблокам это отношения не имеет. Они не подлежат регистрации в Технадзоре как самоходные устройства (в отличие от того же трактора).

Очень часто в документах по эксплуатации производитель указывает, что на мотоблоке можно двигаться по обочине дороги, а при необходимости пересечь проезжую часть нужно совершать манёвр лишь под прямым углом к полотну дороги. Но прежде, само-собой, убедиться, что манёвр безопасен.

Если дорога из грунта, поле или лес?

Хорошо, но, если перед нами не асфальтированный участок трассы, а грунтовая дорога или тропинка в поле. Можно ли передвигаться по ней на мотоблоке? Для этого нужно выяснить, что по ПДД считается «дорогой».

Дорога – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии;

Из этого следует, что в соответствии с ПДД дорогой является не только асфальтовый участок, но и обычная полоса земли для движения транспортных средств. Таковой может быть грунтовая дорога в деревне, поле и даже в лесу. И передвигаться по таким полосам на мотоблоке вам запрещается. Другой вопрос, откуда взяться инспекторам ДПС где-нибудь ближе к лесу или на просёлочной дороге? Тем не менее, если они вас всё же там остановят, то могут привлечь к ответственности (об этом чуть позже).

При этом никто не запрещает вам ездить на мотоблоке по пересечённой местности, если там нет автомобильных дорог для движения ТС. Разрешено ездить на мини-тракторе и на собственной территории (даже если она не огорожена забором). Главное, чтобы у вас были регистрационные документы и план межевания участка, которые бы подтверждали, что это дороги необщего пользования или частная территория. В противном случае проезжающий мимо инспектор ДПС может оштрафовать вас за езду в неположенным месте.

Есть ли штрафы ГИБДД?

Да. При этом различают законные и незаконные штрафы за езду на мотоблоке. На практике 2023 года можно столкнуться и с теми, и с другими.

Начнём с законных штрафов ГИБДД. Их всего два, и оба умещаются в рамках одной ст. 12.29 КоАП РФ:

  • передвижение на мотоблоке по дорогам общего пользования – штраф 800 рублей (ч. 2),
  • езда в пьяном виде – от 1 000 до 1 500 рублей (ч. 3).

В первом случае инспекторы ДПС должны выявить факт езды на мотоблоке по дороге общего пользования (в том числе в деревне и поле). Обычно они фиксируют нарушение на видеорегистратор или любое другое устройство. А вот для привлечения по части 3 ст. 12.29 КоАП РФ к выявлению самого факта движения по ДОП добавляется как минимум освидетельствование на состояние опьянения: на дороге и в медучреждении. От «продувки» на алкотестере вы можете безнаказанно отказаться, но тогда ИДПС предложат вам проехать в клинику – и если откажетесь уже от медосвидетельствования, то вас автоматически признают едущим пьяным.

Остальные наказания в рамках Главы 12 Кодекса об административных правонарушениях к управляющим мотоблоками применять незаконно. Но на практике вас могут привлечь за езду за рулём незарегистрированного агрегата, без удостоверения тракториста или за перевозку людей в тележке. Также практикуется эвакуация мотоблоков и культиваторов на штрафстоянки. Чтобы отстоять свои права, вам придётся обжаловать такие постановления ГИБДД.

Могут ли меня лишить прав за пьяную езду на мотоблоке?

Нет.

В данном случае управляющий мотоблоком не является водителем. Наказания за нарушения ПДД на сельхоз-агрегате следует квалифицировать по части 3 ст. 12.29 КоАП РФ, где предусмотрен штраф в размере до 1 500 рублей.

Примеры из судебной практики:

  • Инспекторы ДПС остановили некоего Утина на культиваторе с прицепом и зафиксировали признаки алкогольного опьянения. Мужчина отказался пройти медосвидетельствование, в результате чего его привлекли по ч. 2 ст. 12.26 КоАП РФ. Утин оспорил постановление в мировом суде, и там наказание отменили. На это один из инспекторов ДПС обжаловал решение мирового судьи. Однако районный суд указал, что культиватор не является транспортным средством, не подлежит регистрации, а Утин не являлся водителем этого агрегата в момент его остановки сотрудниками ГИБДД, поэтому дело обосновано прекращено мировым судьей за отсутствием состава правонарушения (Решение Моршанского районного суда № 12-98/2020 от 23 сентября 2020 года).
  • Еще одно судебное решение, где суд отменил наказание за отказ от медосвидетельствования лицу, управлявшему мотоблоком. Правда, гражданину пришлось дойти аж до Верховного Суда РФ.
  • Водителя поймали едущим пьяным на мотоблоке МБ-105, выявили опьянение и вменили ст. 12.8 КоАП РФ – со штрафом в 30 000 рублей и лишением прав на 1,6 месяцев. Гражданин обжаловал это решение и дошёл до Верховного Суда РФ. Однако ВС не поддержал жалобу водителя, а оставил наказание нижестоящих судов в силе. Но тонкость дела немного в другом: наказание было назначено на том основании, что водитель управлял не мотоблоком, а «» – а это, как говорится, совсем другая история (Постановление ВС РФ №82-АД21-3-К7 от 17 мая 2021 года).

Нужно ли страховать мотоблок по ОСАГО?

Нет, не нужно.

Страхование автогражданской ответственности распространяется лишь на транспортные средства. Мотоблоки и культиваторы таковыми не являются, поэтому на них не требуется заключать договор ОСАГО.

Что будет, если я попаду в ДТП с участием малогабаритного трактора?

Придётся возмещать ущерб в гражданском порядке.

Причём ущерб возмещается не только другим участникам дорожного движения, но и государству (к примеру, если мотоблок повредил муниципальное имущество).

Вначале потерпевший обращается к независимой экспертизе и оценивает размер ущерба. Далее от выставляет виновнику сумму к оплате, а в случае отказа возмещать ущерб – подаёт исковое заявление в районный суд.

Если потерпевшим является тот, кто ехал на мотоблоке, а у другого участника дорожного движения есть ОСАГО, можно обратиться в его страховую для получения компенсации. В данном случае страховая оплатит стоимость ремонта повреждённого мини-трактора. Если суммы окажется недостаточно, можно взыскать разницу с виновника ДТП – а если тот откажется оплачивать добровольно, потерпевший вправе требовать с него этих денег в судебном порядке.

Об авторе статьи Максим Привалов

Юрист-консультант по автоправу. Стаж 4 года. Специализируюсь на спорах по ПДД и ДТП.

Работая в других сферах, я понял, что автозаконодательство гораздо шире, чем многие его себе представляют. Именно это сподвигло меня стать экспертом в области автоправа и делиться с людьми актуальными знаниями.

Видео:
Источник: tonkostipdd.ru

Знаток