Могут ли лишить прав за нарушения на велосипеде? Если велосипедист пьяный, скрылся с ДТП?

Ездить за рулем транспортного средства в состоянии опьянения нельзя. Бытует мнение, что это распространяется только автомобили. Якобы в законе нет ограничений на управление велосипедом «подшофе». Некоторые приводят аргумент, что велосипедистам не нужно сдавать на права и получать водительское удостоверение. Раз так, значит в случае поимки сотрудниками ДПС наездника велосипеда не могут лишить специального права управления велобайком. Отчасти это верно. Но вопрос, на самом деле, требует ряда уточнений и разъяснений. Давайте рассмотрим его с правовой точки зрения.

Могут ли лишить прав за езду на велосипеде в 2023 году?

Нет. Для того, чтобы управлять велосипедом, не требуется получать водительское удостоверение (как в случае с автомобилем, мотоциклом, автобусом или мопедом). Поэтому веловодителей в 2023 году не могут лишать водительских прав.

Однако, нужно сказать пару слов о таком средстве передвижения, как велосипед.

  • Пункт 1.2 ПДД даёт определение понятию – это транспортное средство с двумя колёсами, которое приводят в движение с помощью мускульной энергии – то есть человек начинает крутить педалями и ТС едет вперёд.
  • Согласно Примечанию ст. 12.1 КоАП РФ, под транспортным средством понимается автомототранспортное средство, на которое предоставляется специальное право – иначе говоря, водительское удостоверение. На велосипед никакие в/п не требуются!
  • Специального водительского права лишают «за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом», а в случае с велосипедом такое право отсутствует в принципе.
  • Тем, кто управляет велосипедом не нужно предъявлять водительские права на проверку инспектору ДПС. Максимум у вас могут попросить паспорт для установления личности.
  • Кроме того, велобайк не нужно регистрировать в ГИБДД, получать на него номерные знаки, страховать автогражданскую ответственность (ОСАГО).

Исходя из этих положений можно сделать вывод, что лишение водительских прав за нарушения на велосипеде – абсолютно незаконно.

Если велосипедист был пьян

Ездить на автомобиле в пьяном состоянии категорически запрещено. Даже если водитель никого не подрезал и не сбил, он уже грубо нарушил пункт 2.7 Правил, который запрещает водить машину в нетрезвом виде. За это выписывают штраф в 30 000 рублей и лишают водительских прав сроком до 2 лет.

А можно ли ездить на велосипеде в пьяном состоянии? Тоже нельзя. Данный запрет устанавливается всё тем же п. 2.7 ПДД. Поскольку, как мы выяснили выше, велосипед – это транспортное средство.

Однако, если заглянуть в КоАП и поискать наказания за езду на двухколёсном в состоянии алкогольного опьянения, вы их не найдете. А всё потому, что в 2023 году за сам факт управления велосипедом «подшофе» санкций не предусмотрено. Ведь, если вы едете по правилам и не совершили ДТП, то привлекать вас попросту не за что. Здесь отсутствует причинно-следственная связь между аварией и нахождением велонаездника в состоянии опьянения.

Но есть исключения…

Пример из судебной практики

Вышеназванные условия актуальны для классического велосипеда. Он приводится в движение кручением педалей или рукояток. На велобайке может быть установлен электродвигатель до 0,25 кВт, а скорость не должна превышать 25 км/час.

Всё, что выходит за эти технические рамки имеет признаки мопеда. На него нужны водительские права категории «М». И если вас поймают на мопеде в состоянии алкогольного опьянения, то эти самые права могут законно забрать.

Вот и получилось, что водитель даже не знал, что его транспортное средство не является велосипедом. И садиться за руль пьяным категорически было нельзя.

Если скрылся с места ДТП

Правила дорожного движения обязывают водителей не покидать место происшествия до приезда сотрудников ГИБДД. За скрытие с места ДТП грозит лишение прав на срок до 1,5 лет по ч. 2 ст. 12.27 Кодекса. Но опять же, это правило касается прежде всего водителей. Для велосипедистов, если они оставили место дорожно-транспортного происшествия, в 2023 году предусмотрено не лишение прав, а иная ответственность.

Разъяснения можно найти в параграфе 3 пункта 20 ПП ВС №20 от 25 июня 2019 года, процитируем:

Обращает на себя внимание отсылка к другим статьям Кодекса. Забегая вперёд, скажем, что они касаются прежде всего велосипедистов, а также управляющих СИМ – средствами индивидуальной мобильности (сигвей, гироскутер, моноколесо, самокат).

Если велосипедист скрылся с места ДТП, то шансов его найти немного:

  1. Во-первых, нужны записи с камер видеонаблюдения – а их может и не быть, или инспекторы ГИБДД не посчитают нужным производить выемку.
  2. Во-вторых, нужно фото велосипедиста-нарушителя, где отчётливо видно его лицо – с чем так же могут возникнуть трудности.
  3. В-третьих, автоинспекторы любят разводить руками, мол раз гонщик на двухколёсном скрылся и сведений о нём нет, значит найти хулигана нереально.

Вот и получается, что велобайкеры часто уходят от наказания. Потерпевшим в ДТП приходится восстанавливать автомобиль за свой счёт или оплачивать лечение тоже из своего кармана.

Что грозит за нарушения на велосипеде?

Двухколёсных участников дорожного движения могут привлечь по двум статьям КоАП РФ:

  • Штраф в 800 рублей – если велосипедист нарушил ПДД будучи в трезвом состоянии (ч. 2 ст. 12.29 КоАП РФ). Например, не спешился при переходе через «зебру» или не пропустил пешехода.
  • Штраф от 1 000 до 1 500 рублей – за нарушение ПДД в пьяном виде (ч. 3 той же статьи).

Бывает, что в дорожном происшествии по вине велосипедиста нанесён лёгкий или средний вред здоровью другим людям. Подобное наказывается штрафом до 1 500 рублей, но уже по ч. 2 ст. 12.30 КоАП. Если же здоровью нанесён тяжкий вред, то велонаезднику грозит уже уголовная ответственность по ст. 268 УК РФ – а там лишение свободы от 2 до 7 лет. Разумеется, с веловодителя могут взыскать компенсацию вреда здоровью и моральный ущерб. Если виновник идёт в отказ, потерпевшая сторона вправе обратиться с иском в суд.

Об авторе статьи Максим Привалов

Юрист-консультант по автоправу. Стаж 4 года. Специализируюсь на спорах по ПДД и ДТП.

Работая в других сферах, я понял, что автозаконодательство гораздо шире, чем многие его себе представляют. Именно это сподвигло меня стать экспертом в области автоправа и делиться с людьми актуальными знаниями.

Видео:
Источник: tonkostipdd.ru

Знаток